Подсветка для роликов.(и не только)Электрическая часть
Использование готовых сборок со светодиодами От чего всё работает - Батарейки vs Аккумуляторы Где разместить батарейки/аккумуляторы Зарядное устройство для аккумуляторов
"Графическое" оформление
Накладки из оргстекла (на рамы) Если нет оргстекла нужной толщины
Устройство
подсветки
Внимание!Во избежание лишних вопросов прочитайте сначала весь текст внимательно. Тогда многие вопросы решатся сами собой. Если уж возникнут вопросы, на которые нет ответа в тексте - задавайте, отвечу. Вопросы, заданные из-за невнимательного прочтения текста рассматриваться не будут. На основе заданных вопросов текст будет дополняться. Не делайте все точно по инструкции - применяйте фантазию во внешнем оформлении. Подсветка должна быть оригинальной, а не стандартной, как фары у "Жигулей". ;)) Единственное, что стоит сделать по инструкции - это электрическая часть. Там вы все равно ничего революционного не изобретете. Хотя, если есть некоторые радиолюбительские навыки - можно сотворить что-нибудь довольно интересное... Здесь описаны разработанные мной способы изготовления подсветки, максимально защищенной от внешних немеханических воздействий(ее можно забрызгивать грязью из-под колес, поливать водой, погружать в воду, мыть вместе с роликами и т.п. ;)). Некоторые упрощения технологии могут привести к ненадежной работе подсветки в "боевых" условиях.
Цвет
- цвет свечения кристалла.
Однако прозрачная
колба не означает, что светодиод белый. В
этом случае он может быть любого цвета.
Но цветная колба точно указывает на его
цвет. Исключение составляют
инфракрасные и ультрафиолетовые
светодиоды. Они выпускаются в различных полупрозрачных
корпусах и их свет невидим
глазом. Видимость
глазом, "яркость"(заметность) - этот
параметр оценивался исключительно "на
глаз", при одинаковом токе, на
однотипных светодиодах. Umin
- рабочее напряжение на кристалле, при
котором он начинает светиться. Измерено
при токе I=1
мА. Umax
- рабочее напряжение на кристалле, при
котором он светится уже достаточно ярко.
Измерено при
максимальном допустимом для многих
светодиодов токе Imax=20
мА. Кол-во
бат./акк. - минимально возможное
количество последовательно включенных элементов
(батареек/аккумуляторов)
для включения этих светодиодов.
Никель-кадмиевые(Ni-Cd)
и никель-металлгидридные(Ni-Mh)
аккумуляторы дают напряжение 1,2 В , а
батерейки дают 1,5 В на элемент. Если рассчитать схему на аккумуляторы, а использовать батарейки, то светодиоды из-за этого могут "сгореть"!!! Если же наоборот, рассчитать схему на батарейки, а использовать аккумуляторы, то немного упадет яркость свечения, но светодиоды от этого не пострадают. Наиболее
универсальны и доступны светодиоды в
круглых корпусах(колбах) трех основных
диаметров : 3 , 5, 10 мм. Но можно найти и 2-хмиллиметровые. Кроме
круглых часто встречаются и другие
формы и размеры колб, но они не всегда
удобны в данном случае. Бывают
также "мигающие" светодиоды
различных цветов, иногда они делаются
комбинированными, т.е. мигают
несколькими(обычно двумя) цветами.
Особенно эффектно в подсветке смотрятся
красно-синие мигающие комбинации. Еще
имеет смысл заметить, что светодиоды
даже одних и тех же цветов, форм и
размеров делаются в прозрачных
бесцветных и в полупрозрачных цветных
колбах. Это тоже стоит учесть при
изготовлении подсветки.(см. далее) В
подсветке лучше всего использовать
красные и синие, реже белые светодиоды.
Белые светодиоды повышенной яркости с
направленным лучом часто используются
для освещения, например в велофарах и
налобных фонариках. Зеленые и желтые
цвета менее заметны. Сейчас многие производители делают "обычные" и "сверхъяркие" (или "повышенной яркости") светодиоды. У "сверхъярких" в несколько раз больше светоотдача, чем у "обычных". Для подсветки пригодны только "сверхъяркие". Они обычно делаются в прозрачных колбах Использование готовых сборок со светодиодами
Светодиоды и "мигалки"(здесь и далее имеется в виду микросхема(плата) управления светодиодом) можно выломать из некоторых светящихся мигающих брелков, браслетов и прочей "светящейся мерцающей мелочи", продающейся в Апрашке и подземных переходах. Светодиоды в "светящейся мелочи" иногда попадаются неплохие, но обычно всё же далеко не сверхъяркие. Наиболее приличные из них по яркости - синие и красные. Хороших светодиодов других цветов в "светящейся мелочи" почти не бывает. При выборе подобных мигалок, обратите внимание на конструкцию(купите одну штуку и вскройте): пригодны только такие изделия, в которых использованы стандартные светодиоды, припаянные к плате, а не кристаллы, которые приклеены прямо к плате мигалки. Кристаллы от платы оторвать(чтобы они сохранили работоспособность) невозможно. Припаять к плате с кристаллами провода тоже почти невозможно, потому что из-за перегрева платы мигалка в большинстве случаев перестает работать. Если же в конструкции использованы стандартные светодиоды, то они легко выпаиваются паяльником, да и платы таких мигалок обычно можно припаять к проводам. Можно использовать те батарейки, которые были в конструкции изначально. Однако следует иметь в виду, что маленькие "таблеточные" батарейки имеют маленькую емкость и поэтому их надолго не хватает (обычно не больше 2-3 часов). Нужно также проверить, от скольки и каких батареек работает мигалка. От этого зависит рабочее напряжение. Обычно они работают от 3В (2 батарейки по 1,5В или 1 трехвольтовая) или 4,5В (1 трехвольтовая + 1 полуторавольтовая или 3 штуки по 1,5В). При переходе на аккумуляторы можно 3-хвольтовую конструкцию включить от 2,4В (2 акк. элемента) или от 3,6В (3 акк. элемента). 4,5-вольтовую мигалку можно включить от 3,6В (3 акк. элемента) или от 4,8В (4 акк. элемента). Если батарейки на 1,5В, то нужно оставить такое же количество аккумуляторов(элементов по 1,2 В) или на один больше. При пониженном напряжении яркость будет меньше, зато аккумуляторы будут дольше работать без подзарадки. При повышенном напряжении яркость может повыситься, но сильно превышать нормальное напряжение не стоит, т.к. есть риск, что мигалка вообще "сгорит". Могу порекомендовать к применению несколько изделий такого типа:
Есть еще вариант - купить пару веломаячков и использовать их. Из них легко выпаиваются светодиоды, к тому же там тоже есть "мигалка", плату которой можно использовать в подсветке. Можно также использовать и корпус в качестве бокса для батареек. Однако корпуса большинства мигалок слишком громоздки и тяжелы, чтобы приделывать их к роликам. В дешевых мигалках обычно используются тусклые светодиоды, которые лучше сразу заменить на хорошие. При
использовании готовой мигалки не нужно
ничего придумывать с включением
светодиодов - там все уже есть, осталось
только вынести светодиоды и батарейки из корпуса и
вмонтировать куда требуется. Но у этого
способа есть и минусы - при
использовании аккумуляторов заметно
падает яркость. Схемы
включения светодиодов
Светодиод
- не лампочка, его просто так подключать
прямо к батарейкам нельзя! Если
вы все-таки решили использовать обычные
светодиоды и рассчитывать резисторы -
читайте ниже. У
светодиодов нет такого понятия как
напряжение питания. Есть понятие "рабочее
напряжение"(см. выше), но оно у
большинства светодиодов не выше 4 вольт
и имеет несколько иной смысл, чем у
лампочек. Зато у всех светодиодов есть
максимальный ток. У большинства
светодиодов он составяет 20 миллиампер.
При большем токе светодиод может "сгореть",
поэтому ток необходимо ограничить с
помощью резистора. Многие светодиоды
достаточно ярко светят уже при токе
около 3-5 мА. Наилучшее соотношение
экономичность/яркость наблюдается при
токе 10-15 мА. Для ограничения тока служат резисторы
(они же
сопротивления, кому как больше
нравится). Они включаются
последовательно со светодиодами. Кому
что непонятно - смотрите школьный
учебник физики, раздел "электричество"
- там все это есть.(не убирайте далеко
учебник, он еще пригодится ;)) Учтите
также полярность, светодиоду это не все
равно!
- каждый
производитель помечает выводы по-своему,
поэтому будем определять полярность
методом тыка. Отдельная
тема - мигающие светодиоды. У них внутри
уже есть микросхема, которая
ограничивает ток на кристалле и "мигает".
Они подключаются прямо к источнику
питания, однако при покупке таких
светодиодов надо учесть напряжение
питания. Если вы решили использовать 9-тивольтовый
аккумулятор - покупайте 9-тивольтовый
светодиод. Если два-три "пальчиковых" -
нужен 3-вольтовый. (точнее 2.4 , но такой вы
не найдете). В общем, напряжение питания
светодиода должно соответствовать
напряжению батареек/аккумуляторов. Если
вы используете готовую "мигалку" от
брелка или веломаячка - просто
подключите всё "как было" и
наслаждайтесь результатом, только не
перепутайте полярность светодиодов и
батареек. (это вообще самый простой
способ, здесь вообще ничего
рассчитывать не надо, всё уже до нас
посчитали). Первый
способ позволяет добиться наибольшей
яркости, однако требует некоторого
понимания этого раздела физики и при
этом мигать светодиоды не будут. Второй
и третий способы - самые простые, однако
яркость свечения при использовании
аккумуляторов может оказаться
недостаточной. Наилучшие результаты
достигаются при использовании батареек.
Подключение трех аккумуляторов
вместо двух
батареек заметно повысит яркость, но при
этом велик риск всё спалить. Если
вы все-таки решили использовать обычные
светодиоды и рассчитывать резисторы -
читайте ниже. Для
этого вам понадобится точное(±0,1В)
значение падения напряжения на
светодиоде. Обычно оно указывается в
справочных данных, но если по каким-то
причинам оно осталось неизвестным - его
можно измерить. Если мерить нечем - можно
обойтись данными из столбца "Umax
,
В" таблицы 1 (см. выше). Если
вы делаете одноцветную подсветку - все
просто. С помощью таблицы считаем
напряжение аккумуляторов/батареек,
вычитаем из него рабочее напряжение
светодиода(таблица - "Umax
,
В"), получаем напряжение на
резисторе (∆U)
и по формуле R
= ∆U
/ I
(I
- ток, его нужно брать от 0,010 до 0,020 А (рекомендуется
0,015 А)) находим нужное сопротивление
резистора (в Омах). Если вы решили
ставить несколько одинаковых
светодиодов - вам понадобятся столько же
одинаковых резисторов. Сопротивление
резисторов в этом случае при
использовании двух аккумуляторов
должно получиться около 27 Ом, а при
использовании двух батареек - 60 Ом. (для
красных, желтых или зеленых светодиодов) Здесь
и далее я рассчитывал эти значения,
принимая ток равным 0,015 А. Далее
соединяем всё это по следующей схеме:
При
использовании трех аккумуляторов
сопротивление резисторов R1
в этом случае должно получиться около 100
Ом, а резисторов R2
- около 40 Ом. При
использовании трех батареек
сопротивление резисторов R1
должно быть около 160 Ом, резисторов R2
- около 100 Ом. Можно
использовать и 9-тивольтовый
аккумулятор/батерйку. При этом
светодиоды соединяются последовательно
так, чтобы их суммарное рабочее
напряжение(таблица - "Umax
,
В") светодиодов получилось не
больше напряжения батарейки/аккумулятора. Если
напряжения получились равными(это
возможно только в двух случаях - три
синих(белых) или один синий(белый) и три
красных(желтых или зеленых)) на 9-вольтовую
батарейку, то можно
обойтись без резистора(не советую). Но
запас напряжения оставлять все-таки
надо, иначе яркость свечения будет очень
сильно зависеть от свежести батарейки.
Если же напряжение светодиодов
получилось меньше напряжения батарейки,
то резистор ставится один, опять же
последовательно. Таких конструкций на
одну батарейку можно повесить несколько(параллельно),
но тогда батарейки надолго не хватит. Конечно,
кроме этих основных простейших схем
есть и другие, более сложные, но их я
приводить не буду. И
не забывайте, что для батареек и
аккумуляторов должны быть разные
значения сопротивлений резисторов!
T
= ( C / I ) – 1 Где
Т - время работы в часах, С - емкость
аккумулятора в миллиампер-часах(то что
указано на аккумуляторе, напр. 800 mAh),
I
- суммарный ток светодиодов в
миллиамперах. Единица вычитается для
приблизительной компенсации
зависимости КПД аккумулятора от тока
разряда. На
схемах используются стандартные условные
обозначения: Монтаж
светодиодов
От
чего всё работает? Батарейки vs
Аккумуляторы.
Аккумуляторы
Они
удобны тем, что их можно заряжать, однако
у них есть и недостатки. Аккумуляторы
здесь применяются двух типов: Никель-Кадмиевые(Ni-Cd)
и Никель-Металлгидридные(Ni-Mh). У
них есть свои особенности. У Никель-Кадмиевых
в два раза меньше удельная
энергоемкость, чем у Никель-Металлгидридных.
Но
зато Никель-Кадмиевые более живучие и
дешевые, чем Никель-Металлгидридные. У
Ni-Mh
есть так называемый "эффект памяти",
т.е. если его разрядить неполностью и
зарядить, то в следующий раз он уже будет
иметь меньшую емкость(короче говоря,
зарядится не полностью).
Восстанавливаются они после этого с
помощью специальных зарядных устройств
с режимом "тренировки" или после
нескольких полных разрядок и зарядок. На
Ni-Mh
аккумуляторах также плохо сказывается
перезарядка. У Ni-Cd
этих недостатков нет (ну или почти нет). Если
Ni-Mh
аккумулятор разрадить до напряжения
ниже 1.00 В, то его очень проблемно будет
восстановить, а если его разрядить
совсем "до нуля", то восстановление
может быть уже невозможным. А
вот Ni-Cd
переносят всё - разряды до нуля,
недоразряд, перезаряд, даже
кратковременные замыкания. Но зато их
надо чаще заряжать из-за низкой удельной
энергоемкости. В общем, убить их сложно,
но частые нарушения режимов работы
отрицательно сказываются на емкости и
сроке службы. Для
тех, кто не очень понял смысл
вышесказанного: Если вам хватает
емкости Ni-Cd
и ради долгой беспромлемной жизни аккумуляторов вам не
лень их часто заряжать - выбирайте Ni-Cd.
Если вам не хватает емкости Ni-Cd
или лень их часто заряжать - ваш выбор Ni-Mh,
но учтите, что они долго живут и надежно
работают только при соблюеднии режимов
разряда-заряда, что довольно сложно при
отсутствии специального
автоматического зарядного устройства с
контролем режима зарядки. (стоимость
подобного ЗУ от 40 до 70 $ ) Типоразмер
"АА" Аккумуляторы
Ni-Cd
размера АА производятся емкостью от 500
до 1000 mAh. Аккумуляторы
Ni-Mh
размера АА производятся емкостью от 900
до 2100 mAh Типоразмер
"ААА" Аккумуляторы
Ni-Cd
размера ААA
производятся емкостью от 250 до 350 mAh. Аккумуляторы
Ni-Mh
размера ААA
производятся емкостью от 500 до 800 mAh. Важно
иметь в виду то, что и те и другие
аккумуляторы дают напряжение 1,2 В на
элемент. Сейчас очень широко распространены "пальчиковые" аккумуляторы форматов "АА" и "ААА". Можно также найти готовые сборки аккумуляторов для сотовых/радио телефонов. Если такая сборка содержит 4 элемента, то ее можно аккуратно разделить на две части по 2 элемента и использовать их раздельно. При этом не нужно паять сами аккумуляторы - можно припаять провода к уже имеющимся перемычкам, которые легко паяются. Можно
также использовать стандартные батареи
аккумуляторов, например 8,4-вольтовые.(аналог
"кроны"). Сейчас
в магазинах много аккумуляторов разных
фирм, в основном импортных. По качеству
они между собой мало чем отличаются.
Поэтому при выборе важно учитывать
только емкость и тип, а производителя
можно выбрать исходя из цены. Например,
самые дешевые и при этом неплохие по
качеству аккумуляторы на сегодняшний
день производятся под маркой GP.
Хотя некоторые ими недовольны. Мои тесты
показали, что они непригодны для
разрядки большим током(больше 0,2 емкости), но в нашем
случае это не принципиально. Очень
НЕ советую аккумуляторы марки "Мега-С"!
Эти аккумуляторы очень быстро
сами по себе "высыхают",
стремительно теряя емкость.
Для
работы 4-6 красных светодиодов в течение 8 часов
достаточно двух(в случае синих или белых
светодиодов - трех) аккумуляторов
типоразмера "АА"
Ni-Cd
800 mAh. Да,
кстати, аккумуляторы можно сразу
замуровать так, чтобы больше не вынимать.
Их можно заряжать прямо в роллах. Но для
этого понадобится специальное зарядное
устроуство, которое я вам предложу
сделать самим. ;) Батарейки
Заряжать
не рекомендуется. Некоторые экземпляры
удается частично подзарадить, но
большинство все же взрываются. ;)) Делятся
на два основных типа - "солевые" и
"алкалиновые". У алкалиновых
емкость в несколько раз больше, чем у
солевых. Батарейки обычно имеют емкость,
в несколько раз большую емкости
аккумулятора такого же типоразмера. Солевые
батарейки формата "АА" обычно имеют
емкость около 2000-5000 mAh.
* Алкалиновые
батарейки формата "АА" сравнимы с
аккумулятором емкостью около 3000-10000 mAh.
* Кроме
солевых и алкалиновых еще существуют
литиевые батарейки. Они сравнимы по
емкости с алкалиновыми, но они обычно
делаются в виде "таблеток", имеют
малые размеры и, соответственно, емкость. *
Емкость батареек на самих батарейках
обычно не указывается, но её можно найти
в некоторых каталогах или измерить
опытным путем. Не
менее важно учитывать, что батарейки, в
отличие от аккумуляторов, дают 1,5 В на
элемент. Где
разместить аккумуляторы?
Закрепить
батарейки(аккумуляторы) можно где-нибудь
на роллах. Возьмите пару батареек и
попытайтесь их куда-нибудь запихнуть.
Хорошо, если где-то между внутренним и
внешним ботинком есть достаточно места,
тогда нет проблем. Но что если там нигде
нет места? Нужно также иметь в виду, что чем меньше размер батареек - тем меньше их емкость. От емкости зависит продолжительность работы. Поэтому здесь важно найти "золотую середину". Например, можно использовать маленькую 12-тивольтовую батарейку от брелка автосигнализации, но хватаит ее часа на 4, не больше.(зависит от режима работы светодиодов)
Монтаж батареек/аккумуляторов Технология:
Зарядное устройство для аккумуляторовДля
проверки работы нужно измерить ток
зарядки, подключив амперметр вместо
блока аккумуляторов. Необходимо также
вольтметром проверить соответствие
полярности ЗУ и аккумулятора, т.к. при
неправильном включении аккумулятор
может выйти из строя(при этом он может
сильно нагреться). Оформление
подсветки
Не
сверлите лишних дыр в роликах, т.к. от
этого может сильно пострадать их
прочность! Светящиеся
элементы
Накладки из оргстекла (на рамы)
Установка
светодиодов
Можно
зубчики и не стачивать, а оплавить их,
например с помощью зажигалки. Тогда эти
неровности будут отражать свет в разные
стороны, что, собственно, и требуется.
Для усиления этого эффекта можно еще с
помощью тонкой нагретой булавки
проплавить(сверление даст несколько
иной эффект) с задней стороны несколько
отверстий(не насквозь). Светодиоды
следует, как и в предыдущем случае,
вклеивать силиконом. Теперь
стекляшки можно куда-нибудь крепить.
Хорошо если вам удастся их приклеить.
Если нет - нужно аккуратно(они очень
легко трескаются) надсверлить 1-2
отверстия с задней стороны и закрепить
их с помощью мелких саморезов. Такие
светящиеся стекляшки удобно крепить к
рюкзаку. Для этого можно насверлить или
проплавить по периметру ряд маленьких
отверстий и просто пришить. Заливка
светодиодов силиконом
Этот
способ хорошо применим, если в
пластиковых частях ваших роликов есть
"лишние" отверстия достаточного
размера. Но не забудьте учесть, что
провод от светодиодов в этом случае
нельзя вести снаружи, т.к. если за него
дернуть - он всё вырвет. Поэтому его
нужно как-то увести внутрь. Все очень
просто, если к намеченному отверстию
есть доступ изнутри ботинка или рамы. В
некоторых роллах с двумя(пластиковый
внешний и мягкий внутренний) ботинками
во внешнем ботинке есть подобия
вентиляционных или технологических
отверстий, в которые можно залить
светодиоды. Но вентиляционные отверстия
заливать не советую, а то вентиляции
совсем не будет. Подкладываем
с внутренней стороны "липучку"(белая
лучше всего отражает свет, но можно
подобрать под цвет светодиода, эффект
будет почти тот же), укладываем
светодиод и провода туда, где они должны
быть, берем тюбик силикона и заливаем.
Удобно делать это слоями. Сначала
отгибаем светодиод и заливаем под него
силикон так, чтобы он проклеил "липучку".
Затем укладываем светодиод на место и
заполняем оставшееся пространство
силиконом. А теперь самое интересное -
придание этой заливке формы. Отрезаем
кусок полиэтилена от пакета,
приляпываем его сверху на силикон и
разравниваем. Пока не застынет силикон -
полиэтилен не трогать! Но сделать
поверхность ровной непросто. Для этого
нужно нагреть полиэтилен, чтобы он
натянулся(не перестарайтесь, а то он и
расплавиться может). Нагревать его можно
феном, зажигалкой и т.п. Теоретически
можно из силикона сделать и накладки на
рамы, если очень постараться. Но это
возможно только в случае, если силикон
хорошо приклеивается к раме или как-то
крепится дополнительно. Подсветка колес и асфальта Подсвечивать
асфальт довольно неэффективно. Выглядит
прикольно, но заметности мало, издалека
почти не видно. Зато некоторые
прозрачные колёса можно очень эффектно
подсветить.
Идея: В
общем, смысл этого способа в том, чтобы
закрепить светодиоды внутри рамы так,
чтобы они освещали колеса и/или асфальт.
Здесь используются светодиоды
исключительно в прозрачной колбе с
направленным лучом. Технология: Светодиоды
можно приклеить на силикон, эпоксидный
или другой клей, расположив их
соответствующим образом внутри рамы. Можно
выпилить небольшие пластинки из
фольгированного стеклотекстолита и
припаять к ним светодиоды, а пластинки
приклеить или привинтить. Но
независимо от способа крепления их
нужно заделать(например тем же
силиконом) так, чтобы на металлические
выводы светодиодов не попадали брызги
из-под колес. В
принципе, замыкания при таких
напряжениях не произойдет, однако
металл выводов со временем может сильно
окислиться, что может привести к
нарушению контакта. Используемые материалы Оргстекло
- не путать с обычным стеклом. Оно легче
обрабатывается, менее хрупко, хорошо
клеится дихлорэтаном, и вообще по
свойствам близко к пластику. Из него(но
не только из него) делают прозрачные
школьные линейки. Силикон
- обычный строительный(сантехнический)
силикон. Продается в строй-хоз-товарах. В
застывшем виде по свойствам напоминает
резину. Хорошо поглощает вибрацию, не
боится воды, является хорошим
электроизолятором. Можно использовать
как заполнитель, герметик, клей и т.п.
Застывает долго(12-48 часов в зависимости
от толщины слоя и температуры), в этом
его недостаток. Продается в больших (300мл)
тубах для монтажного пистолета и в
различных мелких шприцах и тюбиках.
Бывает разных цветов, но сейчас вам
понадобится в основном прозрачный
бесцветный. Небольшого тюбика вам
должно хватить. Теперь
можно подсчитать, во сколько это всё
обойдется :
Где всё купить(Санкт-Петербург): Светодиоды,
провода, разъемы, резисторы, выключатели
и т.п. ·
Ярмарка
"Юнона", в павильонах на радиорынке ·
Магазины
"Микроника" ·
Магазин-ларек
"Полином" около СКК. ·
Магазин
"Итис" в пятом корпусе СПбГЭТУ. ·
Другие
магазины радиодеталей. ·
Магазины
строй-хоз-товаров, стройбазы ·
Ярмарка
"Юнона" - там есть всё. Если
у вас есть интересные идеи - присылайте
их на divasroller@narod.ru
или аську 215404083. С
любыми вопросами по подсветке, на
которые нет ответа в данном тексте, можно
обратиться ко мне по мылу или аське. Online-консультации
бесплатно. ;)) Могу
также помочь с некоторыми материалами(напр.
оргстекло и пр.) Если
вам изготовление подсветки показалось
слишком сложным - за отдельную плату
можно договориться... ;)) Пишите на мыло
или аську.
|
Копирование и перепечатка материалов с этого сайта допускается только с письменного разрешения автора.